Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 3 «Волна» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательой школы N 1 с. Зольное городского округа Жигулёвск Самарской области



| Новости | Актуальные темы | Визитная карточка | Наш сад | Локальные нормативные акты СПДС | Наша жизнь | Полезные ссылки | Наши партнеры | Обратная связь |

Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с педагогами /

   
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
07.02.2012 10:23


 
 
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
.
 
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один т показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторнки, зрительного восприятия, внимания могут привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитии навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильности техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой историки должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют па общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 - 4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом ("Сорока - сорока", "Ладушки" и др.), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков и т.д. И, конечно же, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развивать ручную умелость'?
• запускать пальцами мелкие волчки;
• разминать пальцами пластилин, глину;
• катать каждым пальцем камушки, мелкие бусинки, шарики; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка;
•делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
• показать только один палец (все по очереди);
• барабанить всеми пальцами по столу (одной и двумя руками);
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
• завязывать и развязывать узлы на толстой и топкой веревке;
• закручивать гайки, шурупы;
• складывать матрешек;
• играть с песком, водой;
• шить, вязать на спицах, крючком;
• рисовать, раскрашивать;
• резать ножницами и т.д.
К 5-ти годам возможность тонких, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетения из бумаги и ткани, тесьмы. Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание ножницами фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Очень важно и рукоделие, которое приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятиям рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Очень важно научить ребенка правильно пользоваться иглой, не бросать иглу, вкалывать в игольницу, игла должна всегда быть с ниткой, не брать иглу в рот, передавать иглу только тупым концом и с ниткой. Сначала целесообразно научить детей пришивать пуговицы, а затем можно начать осваивать разные виды швов.
Очень интересно детям складывание из бумаги - оригами, хорошо если ребенок с раннего детства умеет и любит держать в руках карандаш, кисть, мелок, уголь и другие материалы для рисования.
Много занимательных, интересных и самое главное полезных для детской руки игр, упражнений, заданий вы найдете в книгах:
1. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 1998.
2. Гульянц Э.К-, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991.
3. Я готовлюсь к школе: популярное пособие для детей и родителей и др. - Ярославль, 1996.
   
 
  



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 3 «Волна» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательой школы N 1 с. Зольное городского округа Жигулёвск Самарской области