Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 3 «Волна» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательой школы N 1 с. Зольное городского округа Жигулёвск Самарской области



| Новости | Актуальные темы | Визитная карточка | Наш сад | Локальные нормативные акты СПДС | Наша жизнь | Полезные ссылки | Наши партнеры | Обратная связь |

Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с педагогами /

   
Овладение сенсорными эталонами в младшем дошкольном возрасте
14.03.2011 10:41


 
Овладение сенсорными эталонами в младшем дошкольном возрасте
 
УСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
 
 
В первой половине дошкольного детства происходит важный сдвиг в развитии познания ребенком окружающего мира - он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления - сенсорные эталоны и наглядные модели. Мы знаем, что первые из них вооружают ребенка представлениями о том, какими бывают внешние свойства предметов, а вторые дают возможность выделить и отобразить в наглядной форме связи и отношения между предметами. В этом же возрасте возникают первые попытки произвольного запоминания.
Результаты исследований показывают, что наиболее значительные возможности дети младшего возраста обнаруживают в развитии восприятия и усвоения представлений о внешних свойствах предметов, по полная реализация этих возможностей происходит только в условиях специального, организованного сенсорного восприятия.
Познание ребенком окружающего мира включено в основные виды его деятельности, главным образом в игру, рисование, конструирование, и развитие познания происходит внутри этих видов деятельности под влиянием тех требований, которые они выдвигают.
В три года дети вполне успешно справляются с выбором одного из двух предметов разной формы, величины или цвета по образцу. Выбор производится правильно, даже если различия очень малы: например, предлагаются предметы разных оттенков одного и того же цвета. Это значит, что дети способны прекрасно различать форму, цвет, величину предметов. Вместе с тем в обычных жизненных условиях, при выполнении конструктивной или изобразительной деятельности младшие дошкольники сплошь и рядом не учитывают свойства предметов или учитывают их неправильно.
 В условиях, д/с усвоению сенсорных эталонен (образцов) способствуют развивающие занятия, на которых в результате многократных использований одних и тех же материалов при изображении, изготовление предметов ведет к запоминанию цвета карандашей и красок, формы деталей строительного материала, мозаики и к тому, что они приобретают значение образцов, эталонов, по отношению к которым оцениваются свойства изображаемых предметов.
Установлено, что в первую очередь ребенок воспринимает форму объекта. Именно она является своеобразной меркой при группировке тех или иных игрушек, предметов. Эталонами формы служат геоме­трические фигуры. В младшем дошкольном возрасте это круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, а также куб и шар.
Очень важно закреплять знания и умения детей, полученные в д/с на занятиях, дома, в игровой форме, В данном случае можно просто вырезать геометрические фигуры из плотной бумаги или картона. Важно, чтобы поначалу эти фигуры были одного цвета, для того чтобы ребенок не отвлекался на цветовые особенности эталонов. Четко давайте названия фигур и находите их вместе с малышом: "Круг, ну-ка, где он? А, вот. Круглый, как мячик, ни одного уголка. А где же треугольник? Это? Посчитаем уголки - один, два, три - да, это он. Три уголка, вот он и называется треугольник!" Хорошо, если после усвоения названия фигур и умения их безошибочно находить, вы предложите разновидности геометрических форм - треугольники и прямоугольники с разным соотношением сторон, овалы с разным соотношением осей. Предоставьте ребенку возможность "сходить в магазин" за необыкновенными конфетами и выбрать там только круглые, только треугольные или только овальные конфеты и угостить ими своих друзей-игрушек.
Постоянно необходимо давать детям в руки воображаемые конфеты, пирожные, печенья, чтобы они на ощупь определяли отличии треугольника от прямоугольника, круга от овала. "Угадай, что я положу тебе в ручки, с закрытыми глазами. Ну, узнал? Хорошо потрогай! Что у тебя в руках?" Очень хорошо, если на прогулке вы играли в игру "На что похож предмет". Больше зарабатывает очков и выигрывает тот, кто увидел в окружающих его предметах геометрические фигуры: "Окна домов - прямоугольные, дорожные знаки - круглые и треугольные".
В последнюю очередь знакомим с объемными геометрическими фигурами - шаром и кубом. "Лови шар. Он круглый, как мяч, у него ни одного уголка, ему ничего не мешает катиться. А вот кубик (куб). У него углы, они не дают ему катиться, он стоит, как солдат" .Большая возможность действовать с предметами определенной геометрической формы имеется у тех детей, в домах которых есть конструктор (лучше, если он будет деревянным или пластмассовым}.
Свои особенности имеет и усвоение детьми цветовых эталонов. Сначала они учатся узнавать и называть основные цвета спектра -красный, синий, желтый, зеленый, затем промежуточные - оранжевый, фиолетовый, голубой; чуть позже знакомятся с белым, серым, черным.
Вначале следует "отдавать предпочтение" одному цвету. Из множества рассыпанных шариков выбрать (вместе с ребенком) только красные. "Давай найдем только красные - вот такие, посмотри. Сложи их в коробочку. Вот так. Какие у нас с тобой шарики?" Затем сразу же предложите нарисовать красный шарик или красный цветок, или яблоко, а потом выбрать ткань для головного убора Красной Шапочки и сшить его вместе с дочкой. И в заключение увлекательной игры отыскать в своей комнате все, что есть в ней красного. Для первого знакомства с цветом достаточно.
В следующий раз обязательно вспомните о красном цвете и повторите или придумайте новые игры для знакомства с данным цветом. Предложите ребенку цветную бумагу. "Жила-была бумажная принцесса Синька. И все в ее королевстве было синее - и столы, и стулья, и кровати, и диваны, и шкафы. И даже одежда в шкафах была только синяя". Попутно к придумыванию сказки можно из синей бумаги вырезать или складывать те предметы, о которых идет речь. Сказку можно закончить приходом какого-то другого цвета, например, желтого, который изменит жизнь в королевстве и принесет принцессе счастье,
После того, как дети узнают и называют все основные цвета, можно предложить им игру "Воздушные шарики". Воздушные шарики оторвались от своих ниточек и улетели. "Привяжи шарик к своей ниточке. У красного шарика - красная ниточка, у зеленого - зеленая, а у желтого?"
Затем целесообразно познакомить с промежуточными цветами -оранжевым, фиолетовым, голубым. Можно придумать массу игр на умение узнавать и называть цвет, а потом выделять его из окружающих цветов и группировать вокруг эталона предметы данного цвета. "Оранжевый апельсин пригласил в гости своих оранжевых друзей. Найди их, и "посади за стол" вокруг апельсина".
С ахроматическими цветами детей знакомят позже. Начинают с контрастных - белого и черного. "Плыл по реке пароход - белый-белый, а труба у него была - черная-черная ..." или "Отбери все белые пуговицы в коробку, а черные - в баночку". Серый цвет получим при смешивании белого и черного. Лучше всего это показать малышу на примере смешивания красок. "Белая и черная так подружились, что стали жить вместе и стали серой краской. Что у нас бывает серым? Тучи, котенок, ежик. Нарисуй их".
Самое трудное для детей - усвоение эталонов величины. Дошкольники еще не владеют системой мер. Поэтому они обозначают величину предметов только через ее отношение к величине других предметов.
И в этом можем помочь ребенку мы - взрослые: воспитатели и родители. Обратите его внимание на величину мячиков. Их должно быть два, резко отличающихся по размеру. "Держи большой! А теперь держи маленький. А вот опять маленький! И снова - вот какой большой." И в сознании ребенка закрепится, что когда ручки приходится расставлять широко, это "большой". "Дай мне большой кубик! Это большой кубик, видишь, какой он большой! А теперь - маленький. Маленький-премаленький! Да, это он!"
Никто и никогда не усваивает с первого раза, все должно быть повторено в различных вариантах несколько раз, таковы уж свойства человеческой психики. Поэтому мы повторяем и повторяем игры.
"Эта шапочка для большой куклы, вот как она красиво на голове сидит, а на маленькой - ой, совсем куклу не видать под шапочкой. А маленькая шапочка для большой куклы не годится: на голову не налезает. Ну-ка, где у нас тут большая кукла? Какую мы ей наденем шапочку?"
Хороша для определения понятия "большой - маленький" матрешка, для начала их не более двух. Матрешки с куклой играли в прятки. Кукла идет водить, а матрешки просят большую: "Спрячь меня!" -"Нет, это ты меня спрячь! Ну, кукла Катя, найди нас сейчас!"
Следующий этап восприятия величины без примеривания и ощупывания, на глаз. Для этого педагоги советуют заготовить карточки лото, по два варианта одного и того же изображения. На них должно быть большое дерево, маленькое дерево, большое солнышко, маленькое солнышко и т.д., любые предметы ... Вы берете одну из карточек и просите ребенка из кучи выбрать такую же. Когда он найдет, сравните, найденную карточку со своей: да, это маленький домик, как у меня! Или нет: смотри, моя собачка побольше твоей! А вот мы найдем сейчас такую, как надо, одинаковую с этой...
Используйте и обычную пирамидку, сперва обратив внимание малыша на ровный, гладкий бочок собранной правильно пирамидки. Потом колечки можно перемешать и опять надеть. Сначала вы делаете это сами, как бы советуясь с ребенком. Потом это делает сам ребенок, как всегда при вашем восхищенном участии. "А какое колечко самое большое? Самое маленькое".
Вариантов игр множество, и важно, чтобы их количество не уменьшалось - разнообразие позволяет сохранить интерес и удовольствие, главные "витамины", способствующие усвоению знаний. И в этом всегда должны помочь ребенку вы - родители!
 
   
 
  



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 3 «Волна» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательой школы N 1 с. Зольное городского округа Жигулёвск Самарской области